Вот вспомнилось почему-то, как один из моих знакомых (уже не вспомню даже, кто именно) сказал фразу, типа, «я техникой занимался, когда молодой был, теперь занимаюсь музыкой». Так как по роду деятельности я вплотную соприкасаюсь с вопросом техники, то имею некоторые мысли на этот счет. Тем более, многие интересуются: вот мы мол играем эти упражнения, а неужели какой-нибудь Петруччи точно также сидит в спальне и играет под метрономчик такую же унылую фигню? Мое мнение на этот счет изложено ниже.

Что есть для нас техника? Да и не только для нас? Это в первую очередь средство для выполнения неких задач. Если решил сделать красивые фотки красивой девушки, но фоткать не умеешь — на выходе получится гуано. Вне зависимости от красоты девушки.

Аналогично в любом виде спорта: понятно, что есть выносливость, физическая сила, скорость и т. п., но сами по себе они смогут сработать только до какого-то (весьма низкого при этом) уровня. Крепкий человек имеет больше шансов не насобирать люлей от противника в дворовой драке, однако на ринге любой разрядник, даже чуть уступая по параметрам, его уберет за счет навыков. Крепкий человек не помрет под штангой в 50 кг, но без техники пожать чисто даже полтора собственных веса будет проблематично.

На мой взгляд, технические навыки как таковые оптимизируют работу организма, направляя усилия в нужном направлении, экономя энергию на ненужных и паразитных движениях и напряжениях и так далее. И технику я бы разделил вообще на два подвида: технический навык и техническая форма в целом.

Технический навык — это как раз те навыки, которые и позволяют оптимально использовать возможности организма. По сути, технические навыки состоят из условных рефлексов: движения «зашиваются» в мышечную память, а если движения сами по себе оптимальны и удобны для выполнения задачи, то впоследствии наше тело будет производить выполнение этих движений именно так, как мы натренировали.

По сути, навык — штука очень стабильная: я вот с семи лет на велосипеде не катался, а тут зачем-то попробовал и даже не упал. Или плавание — научившись один раз, на воде держаться так или иначе сможешь всегда. Да миллион примеров можно выдумать. Ближе к гитаре: если когда-то более-менее развил игру переменным штрихом, легато и другие технические приемы, то даже отложив гитару на несколько лет и взяв потом снова, так или иначе будет понятно, что необходимо делать. «Руки еще помнят».

Однако каждый, кто в любом виде деятельности сталкивался с длительным перерывом и возвращался обратно, замечал, что теперь все значительно более уныло, чем когда уходил, и по сути развивать нужно чуть ли не с самого начала. Вроде медиатор в руках держится, и струны зажимать еще можешь, да и извлекать ноты как-то получается, но в том-то и дело, что только как-то. Руки зажимаются, скорости низкие, выносливость по нулям. Тут-то и пора вспомнить про второй подвид техники.

Техническая форма является неким выражением, характеризующим общее состояние организма (в разрезе нашего вида деятельности, само собой). И тут можно спросить любого спортсмена насчет поддержания этой самой формы, а также поинтересоваться, легко ли восстанавливать утраченную форму. Думаю, никто не будет спорить с тем, что форму необходимо поддерживать все время, если есть желание оставаться при хороших показателях (в нашем случае — технических).

Для поддержания формы служат регулярные тренировки. Ключевое слово — регулярные. Организм нужно держать в некоем стрессовом состоянии, чтобы он мог находиться в полной боевой готовности. Он у нас совсем не тупой и постепенно отключает то, чем мы не пользуемся.

Так вот, в этом свете лично мне непонятно, почему после того, как лет в 20 довел технику до серьезного уровня, нужно забить на нее болт целиком и полностью. Я, кстати, такое вижу регулярно: человек уходит в импровизацию, например, с головой, или еще чем-то заниматься начинает, а потом когда сравниваешь его игру 5 лет назад и сейчас, то очевидно понимаешь, что играл-то раньше лучше. Казалось бы, продвинулся в каких-то направлениях, а в банальной технике и филигранности владения инструментом — деградировал. В большинстве случаев это происходит потому, что просто перестал заниматься техническим развитием или хотя бы поддержанием формы вообще.

Оно происходит обычно так: в 20 лет перся от Мальмстина и играл на диких скоростях, а потом типа «повзрослел» (меня вообще очень смешит это слово в таком контексте), сел на Ларри Карлтона и вот теперь я играю вот эдакое. Зато когда дело касается даже небольшого быстрого пассажика — сразу слышно, что и не Карлтон еще, но уже и до клона Мальмстина — световые годы.

Самые толстые тролли тут могут сказать, мол, это настоящая музыка, а не миллион нот в секунду!!! Так вот, Мальмстины и подобные монстры — это тоже не менее настоящая музыка. Просто звучит она иначе, играется по-другому и воспринимается тоже по-своему, а о вкусах не спорят. Прикрывать свое неумение играть и нежелание заниматься тем, что «я нашел свою ноту» и «не хочу быть тупым пилильщиком» — это уже ближе к эстетству, а оттуда сами знаете до куда — один шаг.

Так вот, совершенно естественно, что после долгих лет запиливания техники и ее наконец-то достижения (допустим, что накрыла-таки удача) хочется уже чего-то поинтереснее. Техническая работа — она вообще, на мой взгляд, наиболее нудная и унылая: сидеть и часами долбить одно и то же под метроном, на время, под запись, вычищать ошибочки и так далее — удовольствие сильно ниже среднего. Но на мой взгляд такими вещами, которые «поинтереснее», сложно оправдать потерю владения инструментом.

В то же время ряд мировых звезд прямо заявляет, что они не сидят и не занимаются техникой, не шпилят гаммочки и прочее. При этом глядя на них, сложно усомниться в их технической форме: Вай, Мальмстин, Гилберт, Гован и прочие — там такой порядок по боеготовности, что иногда кажется, будто даже покруче, нежели в молодости. При этом я вполне допускаю, что они действительно не занимаются в том смысле, в котором я это имею ввиду — задротство, пилежка и т. п. Вот тут-то и возникает один из главных вопросов: как же так? Почему я достиг хорошей техники, и вроде как пора заниматься уже другими вещами, и вроде как занялся, а играть стал хуже? И почему Мальмстин как пилил в 20 лет, так и пилит в свои 50? Неужели гены/страна такая/Путин виноват?

На мой взгляд, разгадка в следующем. Все вышеуказанные товарищи играют постоянно концерты, джемы, выступают с мастер-классами и прочее и прочее. Что они там играют? Все верно: свои адски навороченные вещи. Если даже представить, что они не занимаются между этими выступлениями и не разогреваются перед сценой (а они на самом деле разогреваются), то даже с интервалом в 2-3 дня, но они получают настолько зверскую тренировку, что она держит в форме будь здоров. Причем она, в отличие от среднестатистического занятия на технику, например, длится часа 2 кряду, да еще и в «неблагоприятных условиях»: публика, свет мигает, стоишь/скачешь по сцене, живой звук и т. п. В этом плане меня очень порадовал ролик, где Гилберт говорит, что целую неделю на гитаре не играл, путешествовал. Берет гитару и играет — нет, не 3 ноты Би-Би Кинга, а играет то, за что мы все его и любим — свои зверские технические выкрутасы.

Многие из них помимо основной «работы» (на себя или в группе) участвуют в немыслимом количестве сторонних проектов, занимаются обучением, демонстрационной работой и прочим и прочим. То есть играют на гитаре (причем с полной выкладкой) значительно большее количество времени, чем если заниматься техникой сидя дома.

Или возьмем того же Гатри Гована: посмотрите любой из его джемов или просто демостраций на любой минус или даже акапелла. Он не играет одну ноту, которую «нашел»: он валит на все деньги. Если даже не заниматься целенаправленно техникой, но просто джемовать под минуса или просто играть в одиночку, но так, со всеми наворотами, то это ничем не хуже, чем та самая техническая тренировка. Никто из этих граждан за годы и десятилетия не пошел по пути упрощения. Да, стало меньше шреда, например, и стало больше вкусностей, но скорость, ювелирные и сложнейшие технические приемы — оно никуда из их игры не ушло. 

У большинства из артистов в райдере прописано наличие усилителя в гримерке: сидят и пилят перед концертом (Петруччи, к примеру, или Мальмстин тот же). Так что, выходит, техникой-то они занимаются. Просто из гамм свои занятия они превратили в игру своего же материала. И еще неизвестно, что сложнее. Зато у нас у многих из крайности в крайность: занимался быстрой пилежкой, теперь все в топку, буду играть 3 ноты, найду хитрожопый лад и придумаю, как им обыграть хитрожопый аккорд, чтобы все упали. Никто, что характерно, не падает. Но и руки работать как надо — перестают.

Из чего лично я сделал вывод: если не играешь через день концерты с дико навороченным материалом — занимайся техникой. Да, уныло и скучно гонять те же упражнения, что играл лет пять раньше, но ничего уж не поделать. Как занимаются вокалисты, как занимаются академические музыканты, как тренируются действующие спортсмены. Мы, гитаристы, ничем не лучше и не хуже их.