Каждый, кто играет на гитаре (всерьез, а не раз в полгода), обращался к гитарным мастерам. Это как на машине — ТО пройти, что-нибудь починить, покрасить, поменять и так далее — суть неизбежное событие при эксплуатации автомобиля. Собственно, как и гитары.

Лично я обладаю потрясающей кривизны руками, что даже простую пайку отвалившегося проводка превращает в эпическое сражение с паяльником, в котором победителем всегда выходит именно паяльник, а гитара-таки уезжает к мастеру, исправлять мою «работу». Про всякие лады я вообще молчу. Максимум, что могу делать своими руками — отстраивать гитару в плане высоты струн, мензуры, флойд-роуза. Вот здесь, напротив, навыки позволяют сделать это за считанные минуты, рука набита — мама дорогая. Но все, что дальше — к мастеру.

За годы обращался к разным гитарным мастерам, и в результате выработал для себя четкую классификацию мастеров. Первый тип — это мастера, к которым не обращаюсь ни при каких условиях, второй — это когда обратился и сразу убежал (например, все понял уже на уровне телефонного разговора или «диагностики» гитары), третий — это мастер, к которому обращаюсь и доверяю на все сто процентов.
С третьим типом все и так понятно — это ответственные и профессиональные умельцы, которым отдаешь гитару и говоришь «хочу шоб было хорошо» и получаешь это самое хорошо, без разводок и прочего. А вот первые два типа — они самые интересные, им и посвящается этот порыв графоманской души.

В общем, первые два типа мастеров ведут себя очень схожим образом, и именно поэтому я предпочитаю с ними не контактировать. Есть такая книжка — «12 стульев», а внутри есть персонаж по фамилии Полесов. Если кто не читал (а зря!) или не помнит — это интеллигентный слесарь, который точно знал, «как надо», только при этом ничего не умел и не делал. Вот и тут — полесовы. В объявлениях, статьях или просто разговоре этих мастеров всегда прослеживается самая главная нить — все дураки.

Голову грифа приклеивают идиоты на Гибсоне, но я знаю, как надо, чтобы гитара клево звучала.
Вклейку грифа в корпус вообще надо делать по-другому, иначе — не звучит, да.
Датчики надо устанавливать не так, а эдак — а то резонанс не передается и звучания деревяшки не слышно.
Да и саму деревяшку он лучше всех знает, как выбирать.
Лады надо обязательно ставить не так, а эдак — потому что иначе съедается звук, атака или (подставить нужное). И обязательно белорусские, потому что все остальные — мудаки и делают плохие лады.
Лак должен быть не как у дураков на PRS, а наш, отечественный мебельный, я знаю вот где его достать, он особенный и очень круто звучит.
Покрывать надо лаком не как лохи на Фендере в специальной комнате, а кисточкой — уж я-то знаю, как нанести микронный слой лака кисточкой для покраски мебели, ага.
Конденсаторы надо ставить не такие, а вот эдакие, провода — вот такие, заземлить и заэкранировать надо наглухо обязательно, причем только мне известно, где нужно купить специальный графитовый спрей, чтобы все там пробрызгать им внутри и залить.

При этом если ряд вещей действительно легко оценить самому объективно (например, качество закатки ладов — любому из вас, даже если не знающему, достаточно один раз показать хорошее и плохое качество закатки, и вы поймете разницу), то в основном мастер предпочитает оперировать понятиями, относящимися к высшим материям, категориям магии и волшебного звука. Подкрепляется все это густым сдабриванием разными серьезными словами, чтобы придать бреду значимую форму. Я понимаю, что «первая гармоника», «радиальный распил», «индуктивность», «реактивное сопротивление» и подобные выражения легко могут произвести впечатление на человека несведущего, но когда ты знаешь, что эти слова означают и к чему относятся, особенно если есть хоть худое-бедное, но техническое образование, то воспринимаешь все несколько в ином свете. Очень, очень смешно иногда бывает.

И вообще!!! Вот ты играешь на своем Гибсоне, а это все брендофилия, они делаются сто лет как в Китае, дерево у них из Уганды, датчики мотают в Корее из неправильных магнитов и неправильной проволоки, ну а собирают при этом их мексиканцы (в Китае). А вот я сделал гитару — на-ка, зацени вот, рвет все твои гибсоны на части, да и у меня даже в Калифорнию три штуки заказали, не дураки же там сидят, в самом-то деле. Я, как человек довольно вежливый (ну, по крайней мере старающийся), всегда говорю, что «неплохо», «прикольно» и т.п., но признаюсь честно: круто звучащих мастеровых гитар я на сегодняшний день слышал чуть больше, чем нисколько.

Еще очень интересную особенность я заметил, что распознать такого человека часто можно уже на этапе, когда он тебе дает гитару или усилитель попробовать. Серьезные вещи (а вот среди усилителей как раз такие есть) обычно давались молча — мол, включись вот в это. Ты играешь — круто, ну или не круто — неважно, но тебе дали составить мнение. Свое.

Когда тебе суют в руки какую-то ерунду (видимо, многие мастера догадываются о таковом состоянии своих поделок), то обычно это делается так: послушай мой преамп! Он очень круто звучит, потому что я в нем использовал крутые конденсаторы, выдранные из старых ЭЛТ-мониторов, паял все серебряным припоем и лампы там — самый настоящий NOS, крутые, ажно по 200 баксов за штуку.
То есть ты еще не включился и не издал ни звука, но тебя уже убеждают, насколько это круто, и самое главное — почему.

Я вот преимущественно музыкант. Мне, если быть откровенным, глубоко насрать, из чего сделана та или иная гитара (поэтому мне все равно на всякие венге, каштановые вклейки, гондурасские или индийские палисандры, бубинги и прочее), как намотаны датчики, какой там шаг витка, какие там магниты (я хер его знает, чем алнико круче не-алнико в теории), как вклеен гриф, какой якорь у машинки и правильно в гриф воткнуты лады. Мне достаточно взять на гитаре несколько нот и я могу для себя решить, нравится она мне или нет.

Если гитара новая или совсем свежая — то еще легче, потому что в случае с крепко поюзанной гитарой могут быть сомнения на предмет убитых неких запчастей (ну, скажем, на убитых ладах сложно будет оценить звук инструмента в полной мере, хотя все же можно). И насчет «ее надо разыграть» — тоже. Если гитара дохлая изначально — хоть образыгрывается, дохлой она и останется. А гитара если изначально атомная — то это сразу понятно, а в процессе юзания она может стать еще более атомной.

Примеров — масса. Один раз я купил новый Gibson Les Paul Custom. А дело было всего лишь так, что я приехал пить алкоголь, а мне сказали, мол, будь мужиком, купи гибсон. Я забрал новую гитару со склада, не подключая, взял пару аккордов на ней и сразу все понял. Гитара у меня — до сих пор, кто ее слышал, подтвердят, что звучит просто фантастически. А ведь типа неразыгранная, корпус наверняка из неправильного количества кусков склеен, и датчики наверняка не труъ (я даже не знаю, какие там), и не труъ-экранировка с конденсаторами наверняка внутри. Но вот как-то играет, видимо, вопреки. Ну а мое дело маленькое — на гитаре играть, а не заниматься с ней мастурбацией на предмет ее ТТХ (тактико-технических характеристик). Единственное, что поменялось — порожек, почему-то были проблемы со строем, мастер сказал — надо менять, я поменял, со строем все хорошо.

Или вот был у меня Вашбурн кастом шоп, дорогущий, все дела. Сколько на нем не пилил — он так и не зазвучал.
Или недавнее приобретение — страт 84-го года. Не раритет, но в свое время посоветовали. Убитый в хлам, но звучит, собака, очень круто. Особенно за те три копейки, что за него отдал.

Так что у меня расклад простой: если мастер сходу начинает парить, что у тебя вот-то надо улучшить, вот это не тру, вот там они, мудаки, неправильным припоем паяют (при этом звучит у тебя все хорошо) и надо все это «апгрейдить» — я сразу отказываюсь от таких вот услуг. Странно, что никто мне еще не говорил, что в мерседесе дураки неправильный мотор разработали и сейчас я тебе в гаражике-то наковыряю, чтобы ехало лучше :)