А вот еще зверски провокационная тема, к которой так или иначе сводятся любые обсуждения занятий, развития и прочего. Вроде ничего беды и не предвещает, но обязательно найдется кто-нибудь, кто ввернет классическое  «техника — фигня, главное — музыка!».

Когда я писал предыдущую заметку на тему занятий, то рассчитывал, что материал предполагается исключительно для занимающихся конкретно техническим развитием. И уж никак не предполагал внезапного и дичайшего срача, который разразился в одной из окологитарных групп ВКонтакте. Ну раз уж такое дело — то вот еще более провокационная тема, хотя подозреваю, что в этом случае очевидных спорщиков будет поменьше.

Собственно, о чем речь. Как уже говорилось выше, в любом обсуждении технических аспектов обязательно встретится персонаж, который скажет, дескать, ерундой вы занимаетесь, ребята. Надо не миллионы нот в секунду играть, а заниматься музыкой. Найти ту самую свою ноту. Вложить душу в три ноты, а не поливать, как машина. Ну в целом там много таких высказываний: я их называю мантрами.

Если вдуматься получше, то становится очевидно, что эти мантры высосаны из пальца, смысла под собой не имеют, а сказаны скорее ради того, чтобы потешить чувство собственной важности. Типа, вот детвора занимается тут всякой фигней, а я, такой большой, важный и познавший жизнь, мигом показал, как надо на самом деле!

Так вот, лично я полагаю технику частю музыкального развития. Это всего лишь владение инструментом, как владение техникой у художника, скульптора, спортсмена или просто рабочего. Любой великий художник чисто технически был серьезнейшим мастером своего дела, потратив на изучение предмета десятилетия. В силу тех или иных причин он в конце концов мог прийти к рисованию черных квадратов или картин в желто-оранжевых тонах (на фоне систематического употребления абсента-то!), но это не отнимает серьезнейших способностей с технической точки зрения.

Мои любимый примеры — Антонио Гауди и Сальвадор Дали. Первый, момимо обучения по соответствующему профилю, долгое время сотрудничал с муниципалитетом Барселоны и проектировал объекты городского ландшафта (вплоть до скамеек), второй между делом придумал дизайн Чупа-Чупсов. Очевидно, что руку эти граждане набили на всяком, даже не всегда «возвышенном», хотя лично по мне хорошая скамейка гораздо круче любого «высокохудожественного» высера идиотов типа Pussy Riot.

Так вот, техника. Можно поинтересоваться, сколько времени тратят на технику академические музыканты. Начиная с самых юных лет и заканчивая уже профессиональной карьерой, они не перестают практиковаться на инструменте. Но самое главное не это. Одновременно эти граждане получают серьезную подготовку с точки зрения теории, развивают слух, занимаются игрой в ансамбле, а также рядом других дисциплин. В итоге, надо думать, получается гармоничное развитие музыканта, который знает, что нужно исполнить, как это нужно исполнить, когда, и, само собой разумеется, имеет физическую возможность сделать это без напряга.

Сами по себе занятия техникой еще не означают, что человек вмиг отупеет и превратится в Майкла Анжело. Это точно также не означает, что он навсегда потеряет творческую потенцию и не сможет придумать ничего лучше саунд-трека для игрушки на Сега Мегадрайв. Занятия техникой будут означать только одно: человек хочет повысить или поддержать свое исполнительское мастерство.

Тут начинаются мега-примеры. А вот Эрик Клэптон — вообще вон быстро не играет, а насколько крут! Тут начать с того, что если сравнивать композиторов с композиторами, то можно сравнить Клэптона с Рахманиновым. Как их сравнивать? По каким критериям? Кто круче? Рахманинов-то шпилил столько нот, что Франческе Фарери и не снилось. И очень круто (в отличие от фарери) шпилил, надо признать.

Чисто с исполнительской точки зрения у Клэптона тоже не так просто: идете на Youtube, смотрите Клэптона, а потом наслаждаетесь любым из кучи каверов на него. Почему-то несмотря на ковыряние трех нот, у Клэптона они звучат как надо, а у ковыряльщиков — именно как ковыряние. Так вот, это тоже техника. Техника не скоростной игры: это техника звукоизвлечения, это ритмика (которая, на мой взгляд, во многом также входит в категорию техники), свобода и незашоренность на грифе. Все это достигается в том числе занятиями техникой. Просто тут можно особое внимание уделить звуку, тому же ритму, а не пилению гамм на тысячи нот, но техникой такие занятия быть не перестанут.

В каждом стиле, в каждом направлении и категории музыки есть свои стандарты. Ни один скрипач не будет претендовать на звание сколько-нибудь толкового скрипача, не обладая умением вжарить как следует, когда оно нужно. Равно как и пианист: без скорости он даже программу музыкальной школы не выполнит. Равно как и гитарист на классической гитаре.

На электрогитаре каких-то канонов, равно как и школы, до сих пор не сложилось. Поэтому каждый в целом волен выбирать то, что ему больше по душе. Сложно представить, что человек, прущийся по блюзу, будет тренировать дикий свип или тэппинг. Нафига оно ему надо. Но если есть намерение уметь играть более-менее универсально, или не дай бог стать профессиональным гитаристом — придется уметь играть и быстро, и медленно. Ну а если уж тащишься от Петруччей и Мальмстинов — тут уж вообще деваться некуда.

Так что кто считает, что нужно заниматься музыкой, а не техникой, предлагаю сравнить свою игру с человеком на видео ниже. А также сравнить с ним же игру подавляющего большинства кавер-групп (России, по крайней мере). Тут без техники такого звука не вытащишь во веки веков, а так и будешь на сцене выдавать бледную пародию на оригинал и утешаться тем, что в твоей-то унылой плесени есть божественное начало, вечный смысл и музыка в самой ее первозданной сути.