Пока рендерится очередное видео, вспомнилась история, которая крайне мощно характеризует столь необычное и, я бы даже сказал, экзотическое явление, как российский кастом-шоп.

Сразу скажу, что я ничего не имею против ни российских мастеров по гитарам, ни паяльщиков, ни еще кого либо. Ну занимаются они своим делом, гитары и усилки делают — да ради бога. Как с гомосеками: никому они не интересны, пока по-тихому дома долбятся. Но как и различные альтернативные сообщества, лично меня разные самопальщики начинают сильно раздражать в тот момент, когда они вместо тихой и спокойной жизни решают пройтись маршем по центральной улице, заявив, что их должны все любить.

Далеко не все мастера такие. Как и веганы, гомосеки, толерасты и прочие. Адекватные люди спокойно делают то, что им нравится, и им как правило никакого нет дела, любят ли их за их занятия или нет. Наиболее грамотные еще и лавандос на этом поднимают. Грамотные мастера для меня так вообще радость и счастье: мне вот однажды показали, как грамотно струну на колок намотать — так я до сих пор пользуюсь, до чего хорошо работает.

Но речь не о них, а речь — про парады. История эта была больше пяти лет назад, и началась она с того, что один товарищ, мне кстати знакомый и очень вменяемый человек, решил заказать себе на фирме Jackson гитару. Ему захотелось инструмент с рядом интересных опций, ну и раз человек может себе это позволить — заказ был оформлен, он дождался своей гитары, и по получении инструмента решил поделиться радостью, выложив фотографии и впечатления на форум.

Понятно, народ начал поздравлять: еще бы — инструмент выглядит клево (ну по крайней мере судя по фоткам), опции действительно необычные — чего бы счастью человека не порадоваться. Как вдруг в теме нарисовывается один мастер (так его и назовем — Мастер), работающий в одной большой мастерской (назовем ее Бренд: это действительно бренд, знают его все). Сообщение Мастера выглядит примерно так: я тебя, чувак, конечно поздравляю, НО! если бы ты заказал такую же гитару у нас, с теми же спецификациями, то мы бы сделали уж точно не хуже, но сто процентов дешевле раза в два-три, да и быстрее. Да и за что такие деньги платить — там одно только имя стоит несколько тыщ долларов (всегда было интересно, как мастера вычисляют стоимость имени), да и вот тут покрашено неправильно (не видя гитару, кстати, в глаза), а вот тут прикручено не так, а вот здесь мы вот лично в нашем Бренде делаем значительно круче, а тут на джексоне сэкономили.

Нужно упомянуть, что Бренд этот уже тогда имел, так скажем, сомнительную репутацию по части ремонта и изготовления гитар. Впрочем, даже я соприкоснулся с ним — один раз я отдавал туда гитару на шлифовку ладов, и что до этой операции, что после — в инструменте изменений было ровно ноль. В другой раз я присутствовал, как мой товарищ проверял заготовку для своей гитары, которую он у них заказывал: там были всякие фокусы типа косо вкрученных винтов под вилку флойда, в связи с чем прямо в мастерской Бренда был небольшой скандал на тему «ваши кривые руки опять сотворили шедевр».

Немудрено, что после столь мощного вброса Мастера началось настоящее бурление: часть посетителей открыто поливали разными субстанциями и Мастера, и Бренд, мол, маленькие вы еще, варежку разувать на Jackson. Другая часть поддерживала отечественного производителя — правильно, утрем нос пиндосам!

И так бы оно и продолжалось далее, и рано или поздно утихло бы намертво, если бы не одно большое «но»: нашелся мега-смельчак, который сказал — окей, я дам вам деньги, сколько будет стоить заказ такой гитары, а вы мне сделаете, и потом сравним. И вот тут-то началось самое интересное.

Закипело обсуждение, начались нюансы, работа над инструментом — пошла. Периодически выкладывались фотки процесса, многие из которых, впрочем, вызывали серьезные вопросы со стороны посетителей, например, когда Мастер покрасил гитару внезапно в другой цвет, нежели заказывалось, после чего обосновал в духе «сделал из лучших побуждений и собственного чувства прекрасного». Еще был взят топ другой толщины, чем в оригинале — «а я считаю, что только топ такой толщины должен зваться топом, а не как у них там, поэтому вот я сделал топ в своем понимании этого слова», потом был какой-то косяк со звукоснимателями — то ли не те поставили, то ли не так.

Каждый раз при некоторой задержке в работе с гитарами все это комментировалось Мастером примерно в том духе, что сегодня почтальон заболел и не принес фурнитуру; банка с лаком именно для этой гитары упала в преисподнюю и поэтому следующая банка приедет через месяц; внезапно гитара потерялась в цеху и нашлась только через неделю; закончились все отвертки, чтобы шурупы вкручивать, а новые в магазине не привезли, а в другом магазине учет, а в третий ехать никак, потому что дороги все перекрыли на неделю, а метро закрылось на санитарный день, ну и тому подобное.

Конечно, все это нехило подогревало интерес к тому, что же будет в итоге, а Мастер обещался записать гитары как следует, на студии, со всеми делами. И вот он! Этот день таки настал — гитара была готова. Все запаслись попкорном и внимательно начали следить за тем, что же будет дальше и как же гитара будет в сравнении с оригиналом. Подъехать и послушать-потрогать гитары вызвалось еще несколько человек, и в означенный день битва титанов состоялась. Если бы тут можно было вставлять звуки, то должна была звучать длинная барабанная дробь. И...

Гитара с треском сливает своему оппоненту. Ну точнее с треском — слишком грубо, наверное: все же по общему мнению сделана она была аккуратно, какие-то звуки издавала и тому подобное. Но даже мне было очевидно и даже по видюшкам с обычной видеокамеры, что по звуку настолько разница чудовищна, что говорить о ней даже как-то неловко. Перед тем, как написать эту заметку, я послушал еще раз, причем включив видео, специально проскроллил его вниз, чтобы не видеть надписи на грифах и не быть сбитым с толку.

Е-мое, ну там даже в динамики ноутбука разница смертельна, в мониторы — тем более, а уж про разницу вживую, видимо, можно и не говорить вовсе. Судя по сообщениям, все присутствующие были единодушны во мнении, что победить ненавистных пиндосов как-то опять не получилось. А что же Мастер, спросите вы? Признал ли все же разницу в классе инструментов? Вернул ли заказчику деньги за поделку? А вот и фигушки!

Мастер до последнего говорил, что все слышали неправильно, все предвзяты (особенно заказчик, ага), записывать надо было не так, делать надо было не то, чуть ли не играть надо было по-другому. На резонные вопросы о том, что может быть сам Мастер организовал бы, как и планировал, студию и все прибамбасы, начались стандартные «сегодня в студии заклинило дверь», «послезавтра прилетит из отпуска звукорежиссер» и тому подобное. Насколько лично мне известно, никакой студии не было, Мастер упорно стоял на том, что его гитара не хуже, а Бренд — не хуже джексона ни разу. А потом заказчик сдал ее им в комиссионку и они ее продавали.

Не знаю окончания этой умилительной истории, но что-то слышал про увольнение мастера. В общем, итог как обычно предсказуем: больше всего выпендривавшиеся на деле показать ничего не в состоянии. Потому как тот, кто может — тот просто делает, и при случае просто-напросто своей работой доказывает очевидное преимущество или уж как минимум конкурентный уровень с другими.

Завершить хотелось бы гениальной фразой собственно заказчика джексона, которая ставит жирную точку на всем данном вопросе:

все "косяки" объясняются мастером как:
1. его чувство прекрасного
2. непонмание обывателей настоящего звука
3. "а у них вон там тоже хреново покрашено"