Регулярно получаю письма и сообщения на тему, мол, а давай запилим с тобой адскую онлайн-школу, и там будет все очень круто, и будем все богатыми. Иногда бывает вариация: я тут запиливаю онлайн-школу, мне нужно, чтобы ты курировал или поднял уровень работы преподавателей, который у нас уже есть. Если вдруг у вас возникла подобная мысль, то эта памятка — для вас.

Первое, с чего хотелось бы начать — идеи. Все полны самыми гениальными задумками, планами и инновациями. Никто не делал ничего подобного ранее. А если и делал — то криво, косо и колхозно. Так вот, товарищи, у меня у самого идей — вагон. Точнее даже, целый железнодорожный состав. Имейте ввиду хотя бы то, что я преподаю гитару в очень плотном режиме с 2005 года. Очень плотном — это совсем не так, как вы себе представляете. Это не 20 и не 30 учеников. Это намного больше. Не в течение года суммарно — это те, кто есть здесь и сейчас на регулярной основе. И именно эти толпы людей являются материалом для производства идей: как можно улучшить и оптимизировать процесс преподавания, как можно еще больше нарастить объем производства при ограниченном времени работы в неделю (я отталкиваюсь от цифры около 50 рабочих часов в неделю). При этом, как человек, сделавший на поприще преподавания гитары кое-что в своей жизни, могу смело утверждать одно: идеи не стоят абсолютно ничего. Это ноль и пустые мечтания до того момента, как они не реализуются на практике. Поэтому не нужно со мной делиться гениальными идеями — на меня лично это не производит впечатления. Если вы внезапно придумали, что можно сделать систему личных кабинетов со всякими профилями, встроенными мессенджерами и прочим — поверьте, либо я уже приходил к этим мыслям за все эти годы работы, либо они уже реализованы у меня на сайте в закрытом разделе, просто вам этого не видно. Хотите показать товар лицом — покажите уже реализованную хотя бы одну задумку.

Далее, реклама. Я прекрасно знаю, что такое Яндекс.Директ и подобные вещи, я знаю расценки на рекламу и механизм ее работы. Если вы считаете, что сможете сейчас сесть и заниматься рекламой и за это я вам буду отстегивать часть своего дохода — вы сильно в этом ошибаетесь. Потому что опять же мне прекрасно известна и емкость рынка как такового, и тем более мои рабочие возможности. Если даже случится чудо (а в чудеса я перестал верить еще в дошкольном возрасте) и вы внезапно пригоните мне 300 учеников — я физически не смогу их отработать в режиме очных занятий. Реклама как таковая мне тоже несильно нужна: я не даю объявлений на форумах и не призываю записываться на свои уроки. Люди ко мне приходят совсем по другой причине, и приходят стабильно и регулярно. Механизм рекламы в моем случае совсем другой, и я его настраивал годами. Никакое продвижение в поисковых системах не даст даже примерно подобного результата. Однако если желаете попробовать — никаких проблем, сформируйте коммерческое предложение. Выглядит это так: я мол сейчас запущу своими методами рекламную кампанию, по которой расчитываю пригнать к тебе 100 человек, если это произойдет — ты заплатишь мне такую-то сумму за успешную кампанию и все будут счастливы. Ты получаешь учеников, я отбиваю деньги за рекламу и остаюсь в серьезном плюсе. При желании — повторить. В любом случае, серьезный разговор (а про деньги других разговоров в моем понимании быть не может) строится вокруг конкретных цифр. Столько-то будет стоить, такой-то мой прогноз, в течение такого-то времени оно пойдет. Все остальное — из области грез в духе «а вот как круто было бы зафигачить школу на 2000 человек». 

Третье — близкое к первому, а именно — создание мега-сайта. Давай мол запилим тебе конкретный сайт, там будут личные кабинеты у каждого ученика (вот это да!), он сможет автоматически платить за уроки, мы ему сможем выставлять счета, там же можно будет прогресс автоматом отслеживать, туда же мессенджер прикрутим, да и на каком-нибудь распространенном API запилим сервис видео-связи внутри сайта, график-шмафик, календарь и все дела — прямо как у людей. Тут отвечу опять же по аналогии с первым пунктом: я прекрасно знаю функционал, который мне нужен для оптимизации процесса преподавания. Более того, мне прекрасно известно даже то, как этот функционал должен быть реализован и какие конкретно его нюансы приносят ощутимую пользу производственному процессу. То, что вы дошли до тех же мыслей и поделились этим со мной, никак не является откровением. Да, какие-то небольшие фишки и нюансы вам, как соответствующему специалисту, возможно придут в голову и будут действительно полезными фичами, однако в базе своей и в плане стратегии ничего капитального нового мне никто не предлагал и предложить вряд ли в состоянии — оно все очевидное и примитивное. Так вот, я прекрасно знаю, сколько такой ресурс будет стоить для заказа в какой-нибудь студии. Или если нанять отдельно взятых специалистов на фулл-тайм, чтобы они в течение месяца-двух смогли собрать что-то работоспособное. Это конкретные цифры, кстати, несильно различающиеся между собой.

Поэтому конкретное предложение может выглядеть так: я тебе за 150 рублей сделаю в течение такого-то времени то-то и то-то. Либо второй вариант: я тебе сделаю то-то и то-то, стоимость пользования этим сервисом будет для тебя составлять 15 рублей в месяц. Это будет конкретное предложение, потому как лично я отношусь к подобным вещам следующим образом. Вот я зарабатываю в месяц 50 рублей. Если выясняется, что у меня есть реальная перспектива перейти на использование нового, запиленного под меня лично ресурса, и вследствие этого зарабатывать не 50, а 70 рублей в месяц, это значит, что единоразовое вложение в него я отобью за 7.5 месяцев, а дальше начнется работа только в плюс. Эта уверенность откуда-то должна взяться.

Или точно также: я стал зарабатывать 70 рублей в месяц, из которых 15 я отдаю вам как непосредственному владельцу ресурса как системы. И обратно я в плюсе, так как поднял свой заработок в месяц на 5 рублей, ничего не теряя и не затрачивая. Первый вариант выгоднее для меня, но он же для меня и рисковее. Второй вариант не так выгоден, но и рисков никаких, но в случае удачи для создателя сервиса это в общем-то стабильный доход на все время использования сервиса.

В основном же предложения эти выглядят так, мол, вот ты зарабатываешь 50 рублей, а давай я тебе запилю сайт, и будешь через него работать, и будем деньги бить 80:20 в твою пользу. То есть по сути мне предлагают пересесть на некий движок и зарабатывать не 50, а 40 рублей. Как выразился один мой студент при обсуждении данного вопроса: ты будешь работать, а я — деньги получать. Так не получится, товарищи :)

Резюмируя все вышесказанное: не нужно предполагать, что я не владею информацией и в интернет хожу только в танчики поиграть. Не нужно тратить время на разговоры ни о чем. Составляйте конкретные предложения с конкретными цифрами. И тогда возможно у нас что-нибудь получится.