В начале 2000-х постепенно начала развиваться гитарная часть рунета. Стали появляться и заполняться сайты, на них появились люди, вместе с ростом благосостояния населения возросли и продажи гитар и оборудования. Именно через интернет я начал искать себе гитарного преподавателя, так как было решено форсировать свое развитие. На тот момент мне было 16-17 лет и мои родители, мягко говоря, не слишком хотели видеть меня музыкантом, однако в конечном итоге деваться было некуда, в институт я поступил, поэтому пошли навстречу и согласились поучаствовать в оплате услуг препода.

В те же годы набирало обороты имя Мэйлиана, чему немало способствовало развитие передового на тот момент сайта guitars.ru. Через много лет я буквально из первых рук узнал, как примерно все это обстояло, но на тот момент мне, как и многим другим, все казалось чем-то невероятным. В Москве живет буквально живая легенда, рассказы о работе в Европе, участие в трибьюте Беккеру и все такое. Интервью, записи, которые на тот момент тоже весьма впечатлили. Понятно, что и тогда были люди, играющие технично даже по сегодняшним меркам, однако мало кому о них было известно, а Юра прогремел на всю русскоязычную аудиторию.

Все это в целом подводилось к тому, что Мэйлиан объявил о преподавании, и я был один из тех, кто решил к нему обратиться. Однако судьба полна специфических шуток и на обучение к Юре я не попал. Отправив письмо о стоимости и условиях, я получил ответ, что плата за обучение составляет 85 долларов. Видимо, прочитал это письмо я невнимательно и решил, что 85 баксов за один урок — слишком круто. Нет, я готов был платить эти деньги, но у меня их просто не было. Несколько лет спустя выяснилось, что это была цена за месяц, однако именно моя невнимательность удержала меня от пополнения армии учеников Юры. Поэтому я решил найти преподавателя подешевле, и он был найден.

Михаил (фамилии я не знаю) жил и преподавал недалеко от меня, в районе метро Бабушкинская. Занятия проходили в подвале жилого дома, что в сочетании с волосатостью препода, самопальной наколкой Nasty Savage на тыльной стороне ладони, ажно японской гитарой Yamaha и комбиком Peavey (который был транзисторный, но со слов препода звучал «прям как ламповый») давало общей магии в происходящее. К тому же он перся от того же гитариста, что и я: это была эпоха моего увлечения игрой Марти Фридмана.

Для интересующихся, как и чему меня учили, расскажу. На первом занятии меня традиционно попросили что-нибудь сыграть — надо было «посмотреть на руки». Посмотрев примерно две секунды, препод сказал, что правая — нормально, а вот с левой надо что-то делать. Это что-то являло собой некую перестановку, сути которой я сейчас уже не вспомню. За все время обучения я узнал, что существует техника тэппинга пальцем правой руки и свип. Еще были попытки дать мне теорию — квинто-квартовый круг, лады и подобное, но судя по всему особыми успехами оно не увенчалось. Тем не менее, что-то мы разучивали, играли (иногда в две гитары, так как в его комбике было два входа) и в целом было просто прикольно. Тем более за 200 рублей.

На третье-четвертое занятие я почувствовал в подвале мощный выхлоп валерьянки. Оказалось, что Михаил с женой расходятся (для справки: на вид ему было не больше 25, а ей и вовсе не больше 20), а так как подвал принадлежит его теще, то его оттуда, собственно, выкидывают. Где теперь жить — непонятно, но преподавать он решил с выездом к ученикам. Без проблем, в каком-то смысле мне было даже удобнее, хотя теперь к рассказам про Фридмана, японский лад и экзотику, а также про суперстроящий флойд на его ямахе добавились еще рассказы о скитаниях по друзьям-знакомым с целью переночевать раз-другой, про новую квартиру в строящемся доме в Новокосино, где по понятным причинам жить пока нельзя, и про прочие прелести кочевой музыкантской жизни.

Игра Михаила при этом становилась все хуже и хуже, так как приходилось думать о том, как заработать на элементарную еду, вместо занятий на гитаре. Разгрузка вагонов несильно способствует развитию гитарной техники. Однажды он пришел на занятие под некими веществами, и не сумев ничего даже сыграть на гитаре, попросил 200 рублей в долг в счет следующего урока. Собственно, это занятие стало последним, так как стало очевидно, что преподаватель теперь играет хуже ученика. Больше я его не видел. Кстати, кто вдруг слышал о таком товарище — будет интересно, как сложилась его дальнейшая судьба. Отличительные черты см. выше.

Примерно в то же время состоялось мое окунание в гитарную жизнь страны: я поучаствовал и даже выиграл первый гитарный конкурс в интернете. Проводился он на все том же сайте guitars.ru, под патронажем Дмитрия Четвергова. Он считался и подавался сайтом как гуру и отец, который рано или поздно передаст эстафету гитаризма в руки юной поросли и молодой крови. Был объявлен конкурс, на котором под фонограмму Дмитрия надо было целиком сыграть кавер на Хендрикса — «Little Wing». Главным призом была гитара — самодельная, рук самого Четвергова. Без каких либо проблем записав свою работу, я отправил ее на конкурс и наступили томительные месяцы ожидания результатов. Каждый раз дата фурора откладывалась по тем или иным причинам, после чего взорвалась оглушительным финалом всей этой истории. Победитель был таки выбран, но по мнению Дмитрия сыграл он не так, как ему бы хотелось, поэтому гитару он решил оставить себе :) Как почтальон Печкин: у меня для вас гитара есть, только я вам ее не дам. Остальные сыграли еще хуже, и судя по всему общими результатами Дмитрий был несильно доволен.

Этот же конкурс был первым неким срачем вокруг моего имени. Хотя я высказался на форуме того сайта абсолютно нейтрально, в духе, мол, если Четвергов считает конкурс несостоявшимся — это его личное право, обсуждающие разделились на два лагеря. Первый лагерь говорил о том, что Четвергов — отец и маэстро и раз он так сказал, значит не просто так, и вообще. Второй лагерь считал, что раз объявлен победитель и за первое место должен быть приз — по понятиям неплохо было бы приз вручать. Наиболее радикально настроенные граждане называли Дмитрия нехорошими словами и призывали к недобрым действиям, с одновременными призывами к сборам пожертвований кто сколько сможет на приз победителю.

Но опять судьба исполнила небольшой, но интересный финт: запись с моей работой попала все тому же Мэйлиану через его ученика, также участвовавшего в конкурсе и которому я незадолго до оглашения результатов продал один из своих гитарных приборов. По словам ученика, Юра услышал запись, сказал что-то вроде «атомный человек» и что его ученику в таком случае ничего на конкурсе не светит. Мне, ясное дело, было безумно приятно получить ничем не ангажированный отзыв такого рода от человека, про которого многие тогда думали, что это не то что один из наших российских заслуженныэ маэстро гитары, а вообще — аж величина мирового уровня.

Собственно, через несколько месяцев я и познакомился с Юрой, приехав к нему пообщаться на тему пары технических моментов. С этим тоже связано интересное, так как слухами о том, дескать, Забуруев — ученик Мэйлиана, полнилась земля ровно с того момента. А на самом деле все было проще: я приехал показать Юре свип, так как внезапно для себя осознал, что по восходящей я арпеджио играю свипом, то есть медиатором, а вот по нисходящей — полностью все ноты выбиваю левой рукой. Консультация по этому вопросу заняла ровно пару минут, после чего Юра сказал: «ну, пошли кофе попьем».

С того момента с периодичностью примерно раз в полгода я заезжал к нему в гости, где мы сразу опять же шли на кухню и что-нибудь пили, и было интересно пообщаться на тему всего, начиная от музыки и наркомана Беттенкурта и заканчивая суперклея на подушечках пальцев у СРВ. Видимо, во многих учениках Юры умерли талантливые шпионы, так как впоследствии мелькание моей физиономии было воспринято чуть ли не как то, что Юра тайно где-то там на кухне готовит меня в свои флагманы. На деле же гитару в руки я там брал только тогда, когда сам Мэйлиан мне показывал инструменты, мол, зацени какая гитара приехала. Начинался бум перепродаж купленных на ибее гитар.

Один раз, испытывая трудности в освоении техники переменного штриха, я все же обратился к Юре, мол, возьми меня на пару месяцев, поправь проблемы. На что он ответил: не выпендривайся, все у тебя играется и я тебя не возьму даже за деньги. Однако все это не мешает особо одаренным гражданам утверждать, что все что знает Забуруев дал ему Мэйлиан. Ну, им-то виднее.

Собственно, преподавателей потом было еще два. Первый — Мкртич Суджян, который преподает в гнесинском училище на Ордынке, у которого я отзанимался целый три урока, и Игорь Бойко, с которым мы прозанимались целых 10-12 раз. Все остальное время приходилось заниматься самому, допирая до всего того, что осталось в голове впоследствии.

Многих интересует вопрос: а как же так? Доподлинно же известно, что если неправильно стоят руки, то ничему не научишься и можешь даже их переиграть/сломать/отвалится хер. Видимо, я об этом просто не знал, поэтому научиться все-таки смог. Действительно, научиться играть можно самому без всяких проблем. Но для этого должны быть соблюдены несколько условий, сама возможность соблюдения которых бывает далеко не у каждого в силу характера, особенностей мышления, уровня изначальной подготовленности и так далее. Слух, внимательность, упорность и даже упоротость, умение выстраивать четкие логические цепочки «ошибка — причина возникновения» — только все это, помноженное на жопочасы и на безумное для нынешнего восприятия количество лет, может дать результат. Придется наступить на все грабли, которые существуют, попробовать все, что существует и заниматься всем, чем возможно, и что-то из этого все же продвинет вперед. Но опять же только при наличии ряда качеств, умений и возможностей.

Преподаватель, если он преподаватель, наступил и изучил все грабли сам, чтобы сказать, на какие из них наступить тебе все равно придется, а какие можно обойти и как это сделать. Но если ты проходишь эту безусловно тяжелую дорогу сам, то у тебя (опять же при удачном стечении остоятельств и качеств, что тоже бывает далеко не всегда) остается серьезный опыт. Ты в красках и подробностях помнишь и через это отчетливо осознаешь, как каждые из этих граблей бьют по башке, и почему бьют именно так. Все становится испытано на себе лично, поэтому увидев какую-то ошибку у ученика, ты прекрасно знаешь, что это за ошибка, как она ощущается и почему происходит, а главное — как от нее избавиться. Ведь когда-то с ней же столкнулся и ты. Это называется опыт.

Собственно, потом этот опыт я решил реализовать как преподаватель, но об этом, равно как и о моей работе в разных коллективах — уже потом.