Обучение, уроки, технические вопросы и все такое стали в определенной степени центральными темами на моем сайте. В этом же разрезе мне бы хотелось немного рассказать о том, как начинал и как учился лично я.

Дело в том, что об этом меня спрашивают достаточно часто, причем как просто сторонние люди, так и мои студенты. Делал ли я все то, о чем пишу или говорю в видео? Какие упражнения я использовал? Как ставил руку и занимался техникой? Вот об этом, ну и о сопутствующих деталях я сейчас и расскажу.

Я начал играть примерно 15-16 лет назад, когда учился еще в 11 классе школы. Внезапно увидел по MTV какого-то мужика, который сидел с гитарой, наигрывал разные известные мелодии и риффы (в частности отчетливо помню, как он играл «Sweet Dreams»), а толпа почему-то очень перлась по этому действу. Буквально — мечта подростка: сидишь себе, тренькаешь на гитаре, а вокруг все аж тащатся.

Да, в те годы по МТВ показывали музыку. Вот увидев ее там, я внезапно начал делать то, о чем никогда даже не думал. Пропаганда и зомбирование в действии. Сейчас там показывают непонятно что, в этом непонятно чем непонятно кто занимается копанием в подростковых взаимоотношениях и прочей херней. Наверное, больше музыканты миру не нужны :)

Увидев такое, первым делом я пошел и взял отцовскую гитару и стал заниматься тем же самым. Не в смысле что все окружающие мощно перлись от происходящего, но внезапно осознав, что на выходе получаются какие-то даже звуки, тренькать стал значительно яростнее и больше.

Позже наступило осознание того, что есть некая жужжалка, которая заставляет гитару жужжать определенным образом. Немедленно был найден какой-то мелкий пультик, в который я и воткнул гитару. Это был микро-микшер Roland MX-5:

Волшебнейшей ручкой оказалась крутилка SENS, которая позволяла перегрузить внутренние убогонькие кишочки пультика, и в наушники он начал выдавать чарующие звуки божественного дисторшна.

На всем этом невероятном богатстве я постигал азы гитарного мастерства, а видя маниакальную страсть к данному занятию, мне таки помогли купить первый гитарный комбик под названием Fender Bullet Reverb.

Это великолепное творение за сотню-другую долларов издавало мерзостный (как сейчас бы он воспринялся) звук, но все это было ерундой, потому что он давал настоящий дисторшн. Настоящий, Карл! 

Со всем этим великолепием, а также впоследствии купив корейский мега-инструмент Ibanez, я провел достаточно длительное время. Подогревал интерес в том числе тот же самый телевизор, поскольку именно там показывали разных исполнителей, которые заставляли что-то подбирать и учить. Удивительно, но тогда по MTV можно было посмотреть целиком концерт Металлики с симфоническим оркестром. Оттуда же я узнал про разных артистов, начиная Мэрилином Мэнсоном и заканчивая Limp Bizkit.

Занимался я на гитаре очень просто. Услышал рифф, фразу и так далее — берешь и пробуешь сыграть. Ни о каких табулатурах я не знал, а музыкального образования у меня не было, поэтому про ноты я даже не думал. Пришлось действовать эмпирическим путем: искать на грифе то место, где нота звучит похоже на ту, которая звучит. Первое время я думал, что зажимать струну надо на металлическом ладу. В какой-то момент было совершено открытие: струна лучше звучит, если зажимать между этих ладов. О существовании видео-школ я также не знал, либо не думал об этом, так что все было предельно примитивно: бери и играй. И таки игралось.

В какой-то момент мою голову посетила гениальная идея: надо играть в группе. Гитарный интернет тогда едва-едва начинался, но уже тогда можно было найти там единомышленников и поиграть с ними. И они таки были найдены! Сначала было прослушивание. Два волосатых чувака приехали ко мне домой, посмотреть, как я играю. Я понарезал всякого, после чего официально был принят в группу. Близилась первая репетиция.

На репетиции я внезапно узнал, что, собственно, нас всего трое. Отцы-основатели решили найти басиста и обязательно второго гитариста, который ритм. Кто не знает — тогда соло-гитаристом назывался тот, который может хоть что-то наковырять, в то время как ритм-гитаристом являлся совсем бестолковый чувак. Как говорили: ничо, будешь ритмуху шпарить. Надо думать, что на бас ставили того, кто не в силах был освоить даже профессию ритм-гитариста. 

Потом выяснилось, что репетировать нечего, потому что материала нет, ни одной песни. Оказывается, репетиции предполагали как раз момент того, что все вместе вот соберутся и начнут выдавать на гора какие-то песни. Как нетрудно догадаться, особенно по отсутствию в моем послужном списке мультиплатиновых альбомов — песни почему-то не выдавались. Как правило, я наигрывал какие-то риффы, барабанщик пытался под это дело играть на барабанах, ну и всем остальным приходилось показывать, на каких ладах я все это играю. Тут оказалось страшное: барабанщик не умеет играть, от слова совсем. В принципе, ровно теми же качествами обладали и остальные участники проекта.

Осознание сего факта натолкнуло на мысль: а что, если наброски песен делать на компьютере, забивая барабаны и все остальные инструменты туда и раздавая всем участникам? Процесс мне был знаком лет с 7: первым зверем, с которым я разобрался, были какие-то здоровенные и ультрасовременные на тот момент клавиши со встроенным секвенсором. Потом еще одни, потом еще. Позже появился новый секвенсор фирмы Kawai, который обладал невиданными возможностями типа какого-то нереального количества треков, всяких модных квантизаций, автоматизаций и прочего. Мне было лет 8-9.

Потом как раз и появился компьютер — это был Atari ST1040.

Системный блок, он же клавиатура, в нем флоповод (молодежь-то поди и не знает, что это такое, объясняю: это дисковод для дискет, на каждую влезало около полутора мегабайт), черно-белый монитор и квадратная мышь. На двух дискетках с ним был кубейс — какая-то из самых первых версий. Помню, что жутко завидовал, увидев у одного отцовского знакомого такой же компьютер, но с цветным экраном, и на котором запускались игры (!), но на нашем ничего кроме кубейса делать было нельзя, приходилось играть в него. На нем же были заработаны первые деньги с музыки: отец делал кому-то чуть ли не сотню минусов на известные шлягеры для живой работы. Он отдал эту работу мне, а потом просто допилил сделанное мной напильником. Говорит, что было вполне неплохо сделано. Если бы мне надо было написать пафосное объявление об уроках, можно было выпендриваться, мол, «профессионально работаю с 10 лет». 

Собственно, можно считать, что лет с 9-10 я и работал в этой программе, так как от версии к версии принципы и сама суть программы не менялась. Поэтому весьма быстро я запилил несколько набросков, записал в них гитару и даже наиграл соло, которые являлись самым главным для меня на тот момент: очень хотелось мастерски играть быстрые штуки.

На репетициях выяснилось, что никто ничего сыграть не в состоянии. Официальной версией было «не успели выучить», я лично склонялся совсем к другой. Но автоматически возник вопрос: а зачем, собственно, эта группа нужна, если можно делать все самому, причем не то что не хуже, а намного лучше? Из группы я, как нетрудно догадаться, ушел. Некоторые наброски и их части у меня даже остались до сих пор:



Записывалось это все как раз с помощью того же комбика, точнее — с его выхода на наушники, который я догадался подключить ко входу звуковой карты. Так как звук оказался невероятно мерзким, то я случайно открыл для себя эквалайзер в кубейсе, крутя который можно хоть как-то привести звук к чему-то удобоваримому. Так я изобрел для себя какое-то подобие спикерэмуляции.

Кстати, очень часто мне пишут, типа, я вот живу в Мухосранске, у нас тут студий нет, магазинов больших нет, только один и там только несколько комбиков и пара корейских гитар, преподавателей у нас тоже нет, играть не с кем, поэтому вот у меня так плохо все получается. Нет, дорогая провинция — плохо у вас получается не потому, что вы там живете, а потому что провинция живет у вас в бошках. Я, кстати, тоже не особо москвич, а уж то, на чем писалось выложенное выше — оно может быть найдено в любой деревне в пределах часа езды, гарантированно. Но проще, конечно, не пыжиться и что-то делать, а убедить себя, мол, вот был бы в Москве, дали бы мне аппарат — я бы ваще всех порвал. А в это время правильные пацаны типа того же Ромы Бондаренко приезжают из этой провинции в Москву, и с корейскими ибанезами в руках, включенных в Behringer V-Amp, рвут всех на конкурсах.

К этому моменту я играл на гитаре примерно год. Примерно в то же время возник преподаватель гитары, но это отдельная душераздирающая история — о ней и о дальнейших событиях я расскажу в следующий раз.