Это еще одна тема, где находят повод лишний раз покидаться друг в друга фекалиями разные форумные эксперты. Типа – а вот я держу вот так а мне удобно, а ему в ответ – а вот Джон Смит из группы «Маргинал Деструкшн» держит медиатор вот эдак, и эвон какой у него крутой тяжелый мощный звук.

Ответ на этот вопрос, по сути, такой же, как и про постановку руки. Поэтому расписывать принципы типа различных путей в обучении я лишний раз не буду и коснусь непосредственно хвата медиатора целиком. Я при постановке хвата руководствуюсь и оцениваю работу по трем основным критериям. Хват медиатора должен быть анатомичен, иметь максимальную функциональность и обеспечивать стабильность медиатора.

Исходя уже из этого, можно без проблем проанализировать и свой способ хвата, и понять возможные проблемы, заодно прикинув варианты их решения. Если вкратце, то можно придумать вот что.

Анатомичность хвата как таковая говорит о том, что вам будет не просто удобно его держать (на первый взгляд, схватить его в кулак или держать на кончиках пальцев – тоже «удобно»), а он не заставит напрягать кисть, не будет требовать дополнительных усилий и так далее. Прийти к этому достаточно легко – можно понаблюдать за состоянием пальцев и кисти, когда они абсолютно расслаблены. Один из примеров – вытянутые вперед донельзя указательный и большой палец, то есть как бы дотягивание до струн за счет пальцев. Состояние и того, и другого пальцев поддерживается исключительно мышечным усилием – сами по себе они так никогда не встанут, при этом провоцируется напряжение кисти.

Функционал – это значит, что медиатором можно будет сыграть с разной громкостью, с разным погружением медиатора в струны, под различными углами и так далее, причем с минимальными изменениями в самой конструкции хвата. Пример крайне простой – медиатор «в кулаке». Это дает возможность играть с примерно постоянным углом медиатора относительно струн, а когда нужно поменять – начинаются ухищрения и изменение положения руки, так как иначе угол уже никак не поменяешь.

И наконец стабильность хвата. Зажимать-то медиатор силой нельзя, но как-то надо его стабилизировать, чтобы он никуда не выскакивал, не крутился и тому подобное. Тут уже – чисто физика, причем на уровне школы (даже мне, троечнику, хватило). Пример нестабильного хвата – как раз кончиками пальцев. Медиатор либо будет болтаться туда-сюда и вы будете просто вынуждены играть по струнам еле-еле (прощай звукоизвлечение), либо вы сожмете его сильнее (прощай, расслабленная кисть).

В каждом из примеров, опять же, можно увидеть хват того или иного популярного гитариста – флаг в руки. Через годы практики иногда можно победить и играть с «неправильными» руками без всяких проблем. Но когда вас такому учат, да еще и за ваши же деньги – ну, знаете ли…