Регулярно получаю множество вопросов касаемо уроков, поэтому решил составить некий FAQ, где эти вопросы более-менее собраны и на них даны ответы. Фактически, статья является продолжением статьи «Уроки игры на гитаре» , поэтому в каких-то местах текст напрямую с ней пересекается. Будет обновляться, так как поток вопросов не иссякает.

Хочу пойти учиться на гитаре. Посоветуй кого-нибудь из моего города!

К сожалению, я не могу взять на себя ответственность и рекомендовать преподавателей.

Я никогда не учился музыке. Реально ли научиться?

Реально. Понятно, что наличие даже недолгого стажа обучения в музыкальной школе, причем не обязательно по гитаре, даст серьезные преимущества в обучении на электрогитаре, однако и без этого опыта абсолютно реально достигнуть хороших результатов.

Я некоторое время занимался сам и многие вещи получаются неправильно. Неужели реально побороть мои старые привычки?

Любые привычки можно перебороть и от них избавиться. Люди вон курить бросают — и ничего :) Конечно, потребуется определенный труд и сосредоточенность, так как старые привычки время от времени норовят вылезти обратно.

А мне вот говорили, что лучше учиться с нуля, чем переучиваться. Это правда?

На мой взгляд, это неверно в корне. Сам вопрос некорректен: что значит «лучше»? А вот отсутствие какого-либо опыта (вплоть до неумения прижать струну и вообще непривычности наличия гитары в руках) сделает необходимым этот самый минимальный опыт нарабатывать уже в процессе занятий. Будет тяжелее. Многие считают, что проще будет потому, что не будут мешать те самые старые привычки. Нужно понимать, что руки при отсутствии опыта не будут иметь нужных моторных навыков вообще, поэтому еще большой вопрос — нарабатывать эти навыки с нуля или поправлять уже имеющиеся.

Мне N лет. Не рано/поздно ли учиться?

Я не заметил какой-либо связи между возрастом и эффективностью занятий.
 Другое дело, что могу отметить чисто психологически и «социальные» факторы: когда лет очень мало (на мой взгляд, лет до 18), то учиться сложно — в голове круговорот мыслей, учеба, в крови — играй гормон. Поэтому часто наличествует невнимательность и недостаток мотивации. Когда лет уже много (от 40 и выше), то во-первых чисто психологически тяжело загонять себя опять в школу, а во-вторых моторика развивается чуть медленнее. Однако примеры успешного обучения и в тех, и в других случаях есть и в моей практике.

Хочу учиться, потому что не хочу посвящать самостоятельным занятиям много времени. Обучение скомпенсирует этот недостаток времени?

Никак нет — 99% работы проделывается дома самостоятельно. Скомпенсировать это еженедельным сидением на уроке не получится.

Я играю на гитаре, все нормально, но у меня совсем нет слуха. Это сильно помешает?

Не представляю игру на каком-либо инструменте с неразвитым слухом. Вообще, умение слышать я считаю одним из наиболее важных в обучении: как вы собираетесь контролировать правильность исполнения, если не можете его оценить по более-менее объективным критериям? Конечно, в каких-то случаях мы так или иначе развиваем слух во время обучения, но если все совсем сложно — рекомендую найти преподавателя по сольфеджио. Стоить будет недорого, испортить уроки сольфеджио уровня музыкальной школы — это надо постараться даже для преподавателя-дебила, поэтому, скорее всего, они сработают хорошо и слух постепенно будет развиваться.

Сколько времени длится полный курс обучения?

Сказать невозможно. Некоторые приходят уже с хорошим опытом и правят лишь незначительные огрехи (к которым в таких случаях иногда относится и неправильная работа рук), поэтому потратив лишь несколько месяцев добиваются серьезнейшего роста. А с некоторыми студентами приходится работать подолгу — сказывается отсутствие опыта. Через какое время я почувствую реальный рост? Опять же зависит от опыта и в целом «подготовленности» к обучению, а также от подхода к самостоятельной работе. При удачном раскладе можно сделать сильный рывок за месяц. При неудачном — можно прозаниматься два года и уйти ни с чем.

Хочу позаниматься месяцок, поправить руки.

Смысла никакого нет. Если с руками все в порядке и это лишь ваша мнительность заставляет вас идти за «правильной» постановкой рук — не нужно, зря потратите время и деньги. Всю работу и любой результат вы сможете достичь сами. А если с руками есть проблемы, не стоит полагать, что простое изменение в постановке позволит взять и избавиться от этих проблем. Устранение технических недостатков — это целый комплекс мер, постановка рук — лишь одна из них. В один месяц воткнуть все эти мероприятия не получится точно.

Есть ли у вас какие-либо домашние задания и как происходит вообще работа?

Как уже было отмечено, 99% работы происходит дома. Соответственно, во время уроков мы проходим новый материал, отмечаем определенные места, на которые стоит обратить внимание, оговариваем принципы работы с этим материалом. Эти домашние задания можно унести в своей памяти, можно взять в виде видео, аудио или нот/табулатур.

Что мне необходимо из оборудования для занятий?

Для занятий необходима электрогитара и средство вывода для звука. Если есть возможность и навыки записи себя на аудио и видео — совсем хорошо, мы на занятиях это будем использовать. Гитара при этом не должна быть дорогая и крутейшая — она должна быть всего лишь удобной и надежной, а вывод звука должен быть гибким и адекватным — этими свойствами обладают и многие транзисторные комбо, и современные процессоры, даже недорогие. Видео можно писать в том числе с веб-камеры или цифровой мыльницы, а аудио — напрямую в компьютер, если проделать некоторые нехитрые манипуляции. Никаких кастомшопов и ламповых стеков вам не понадобится.

Насколько плохо, что я играю дома в цифровой процессор?

Ни насколько, если процессор более-менее вменяемый. Понятно, древние Зумы 505 и подобные — это совсем трэш, но прибор уровня Line6 POD XT и выше при правильной настройке вполне позволит контролировать и слышать все, что нужно.

Мы будем заниматься тем, что нужно мне или у вас своя программа?

Я считаю, что достижение результата лично я могу обеспечить при выполнении ряда действий, правил и придерживания определенных принципов. Если заниматься тем, чем хочет конкретный студент, то я отказываюсь от этих принципов и правил, а значит и снижаю вероятность обеспечения результата своей работы. Сделать я этого не могу, потому что во-первых это ответственность, а во-вторых я таким образом не до конца эффективно отрабатываю свои деньги, что ударит по моей репутации.

А как же индивидуальный подход? Это ведь самое главное!

Если индивидуальный подход — «ну, что тебе интересно?», то у меня его нет. В данном случае такой вот индивидуальный подход — прямое перекладывание ответственности за выбор и нарабатывание программы на студента лично. Если студент не является преподавателем гитары со стажем, то составить программу правильно он не может по определению, а это в свою очередь значит, что «индивидуальный подход» позволит ему выкинуть деньги на ветер и впустую потратить время. В моем личном понимании индивидуальный подход — это умение увидеть скрытые недостатки в технике и непосредственные причины их возникновения в игре и уметь с ними работать в контексте конкретного студента, его рук и так далее.

Я хочу разучить песни, которые мне нравятся. Мы будем этим заниматься?

Если только в «факультативном» режиме. Выше я описал, что основой является определенная, четкая и годами отработанная программа. Все, что выходит за ее рамки, дается или по необходимости, или при наличии свободного времени. Однако в том числе проработка каких-то песен и помощь в их подборе способны положительным образом сказаться на развитии слуха, и не только.

Но ведь клиент всегда прав! Я плачу деньги и хочу заниматься тем, что интересно мне!

Если клиент всегда прав, он может идти и заниматься так, как он хочет и считает нужным. Ведь он прав, а значит и ошибиться не может. Ко мне ходить не нужно.

Через N месяцев я буду так же играть, как ученики с вашего видео?

Возможно, будете играть лучше, а возможно, и хуже. А возможно даже, что и вообще никак. Все зависит от «фона», с которым вы пришли и от вашего подхода к работе. Какие гарантии вы даете, что я научусь играть? В таком роде деятельности, как обучение игре на музыкальном инструменте, на мой взгляд гарантий нет и быть не может.

Я живу далеко и ездить каждую неделю будет сложно. Как быть?

Иногда я практикую сдвоенные занятия раз в две недели. Если этот вариант не подходит — всегда можно переключиться на Skype. Если я вообще не могу заниматься еженедельно, есть какие-либо варианты? Есть — можно заниматься «набегами» по свободному графику. Дороже, но именно столько стоит относительная свобода во времени.