Как это ни удивительно, но сегодня, в 21-м веке, в эпоху интернета, всяких цифровых технологий и прочего прогресса, многие до сих пор не в курсе, как записать несложный источник звуков в персональную ЭВМ. 

Вопросы эти регулярно всплывают на уроках, что вызывает еще большее удивление: ну кто, как не занимающийся регулярно товарищ, должен основательно заморочиться на эту тему. Ан нет. И вот сегодня буквально я решил просто сделать подробный материал на эту тему, дабы решить вопросы раз и навсегда.

Начнем с того, какой результат нам собственно необходимо получить. На самом деле, главными для нас являются ровно два процесса: это непосредственно запись играемого и мониторинг его. Если с записью все более-менее ясно, то вот про мониторинг многие не до конца в курсе. Мониторинг — это, выражаясь по-простому, слышание себя во время записи. Когда вы играете в комбик — он по сути и является вашим персональным монитором: через него вы слышите то, что делаете на гитаре. Когда вы играете в процессор, мониторинг осуществляется при помощи студийных мониторов/колонок/гитарного усилителя, куда подключен процессор, или при помощи наушников, включенных в этот процессор. Требования к мониторингу мы выведем непосредственно рассматривая тот или иной способ записи.

Что касается записи, тут наши требования будут предельно простыми: в случае записи в целях обучения записанный звук должен быть в первую очередь информативен. Если звук представляет собой адский зуд из-за кривой или отсутствующей спикер-эмуляции, или он перекомпрессирован, или в нем помехи и шумы по уровню сопоставимы с уровнем самого сигнала, это существенно затруднит с ним работу, так как может скрыть ряд важных деталей, требуемых для отслушивания своей игры на предмет наличия ошибок.

Сразу сделаю небольшую ремарку: ниже рассмотрены способы и схемы подключений, где компьютер изображен как компьютер. Дело в том, что звуковая карта может быть встроенная, а может быть внешняя. Разница в том, что встроенная карта для нормальной с ней работы, скорее всего, потребует установки специальных драйверов типа ASIO4All, так как со штатными драйверами такие карты не умеют нормально работать в музыкальных программах типа «Cubase», а также имеют совершенно адские задержки (latency).

Внешние аудио-интерфейсы этих недостатков лишены, плюс ко всему обладают рядом приятностей в виде внутреннего программного микшера, когда вы все входы можете отрулить по уровню и панораме так, как вам хочется; а также такой штукой, как Direct monitoring, когда вы можете при помощи наушников или студийных мониторов без всяких задержек напрямую слушать то, что поступает на входы аудио-интерфейса. Однако принципиально именно физическое подключение для встроенных и внешних аудио-карт ничем отличаться в данном случае не будет, поэтому я рассматриваю компьютер просто как один цельный блок цепочки записи.

Исходя из этих нехитрых требований и условий, я попробую рассмотреть несколько стандартных цепочек, обычно имеющихся в распоряжении на дому.

1. Усилитель + компьютер.

Просто усилитель и ничего больше. Нет ни микрофонов, ни каких-то дополнительных приборов: вообще ничего. Как его записать в компьютер?

Первое — можно посмотреть на имеющиеся выходы у усилителя. Очень часто бывает, что на гитарных усилителях присутствуют выходы типа «Recording Out» или называющиеся похожим образом. Как правило, это выходы, оснащенные некоторым подобием спикер-эмулятора. В этом случае схема выглядит очень просто: соединяем этот выход усилителя с линейным входом звуковой карты:

Требование по мониторингу тут выполнено как надо: усилитель и будет мониторить вашу игру, причем делать это «честно», ровно так, как он звучит не во время записи, а вообще само по себе.

Что касается записи, то тут могут быть уже нюансы. Первый — большинство тех усилителей (даже довольно дорогих), которые я видел, имеют весьма убогие спикер-эмуляторы. Как правило, это несложная схемка, которая как-то весьма приближенно имитирует АЧХ гитарного кабинета. Приближенно настолько, что иногда диву даешься: вроде подключил аппарат стоимостью в пару тысяч долларов, а на записи — как будто «Лель» в линию. Так что бывает и такое.

Второй — у многих усилителей вообще нет такого выхода, точнее есть, но это просто выход типа «Line Out» — просто ничем не обработанный звук его преампа. В этом случае у вас нет спикер-эмуляции вообще как таковой, соответственно, звук непосредственно после записи будет очень страшным.

В таком случае, необходимо воспользоваться любым из плагинов, которые позволяют обработать дорожку гитары. Вот что это значит.

Предположим, вы пишете гитару в любой DAW типа Сubase, Logic, Reaper и другие. Вот у вас аудио-трек, где уже находится записанная вами партия. И теперь нужно придать ей так или иначе удобоваримый вид, то есть фактически наложить спикер-эмуляцию на нее, будто бы записан не линейный сигнал с преампа, а как будто микрофоном снимали кабинет.

Для этого существует масса плагинов, которые работают с импульсами. Плагин — это подключаемый к данной DAW модуль, осуществляющий ту или иную работу (в нашем случае — с аудио), фактически — мини-программа, которую «запускает» большая программа (ваш DAW). Сходу примеры таких плагинов, которыми пользовался лично я — IR-1 от Waves или Space Designer от Apple.

Далее, импульс — это фактически свертка, грубо говоря, «снятый» кабинет, пространство и так далее. Ставится микрофон (или несколько), пускается определенный звук, микрофоны этот звук снимают, все это дело обрабатывается для получения фактической разницы между исходным сигналом и тем, который получился после того, как пролетел через кабинет, зал и тому подобное. Это — крайне грубое и приближенное изображение смысла импульса, но так или иначе отображает суть: если наложить полученную свертку на любой сигнал, то этот сигнал будет изменен, как если бы проходил через эмулируемое им пространство или гитарный кабинет.

Технология работы с импульсами реализована как для получения реверберации реальных помещений (можно, скажем, получить эмуляцию реального концертного зала, как если бы мы в нем выступали), так и для получения характеристик реальных гитарных кабинетов, снятых реальными микрофонами. Эта технология используется и в студиях, и в топовых гитарных процессорах и весьма хорошо себя зарекомендовала, так как в итоге сигнал, полученный при снятии микрофоном звук реального кабинета, и сигнал, полученный при обработке импульсом с этого кабинета, несильно-то отличается.

Производителей импульсов много: RedWirez, OwnHammer, Kalthallen и другие. Многие из них есть в свободном доступе, остальные вполне можно купить сразу пакетом. Загрузив любой такой импульс в плагин для работы с ними и подключив этот плагин к вашей дорожки с гитарой, вы получите результат, как если бы подключали ваш усилитель к кабинету и снимали реальным микрофоном, еще и на правильной громкости.

Способ безуслово очень действенный и правильный как по получаемому результату, так и по трудо- и финансо-затратам, однако требует времени, чтобы разобраться со всем этим софтом.

Также для эмуляции кабинета есть отдельные железки, через это — второй способ.

2. Усилитель + аппаратный спикер-эмулятор + компьютер.

Приборов для осуществления функций эмуляции кабинета создано не то, чтобы много, но этого вполне хватает. Есть пассивные схемы, как у приборов типа Palmer, есть и целые цифровые станции типа «Torpedo C.A.B», которые фактически работают с теми же импульсами, только обработка ведется в самой железке, никакого отдельного софта для этого не требуется, а сигнал можно брать с прибора и сразу класть на запись без каких-либо дальнейших ухищрений. Схема подключения в этом случае такая:

Кстати, многие из таких приборов имеют встроенные аттенюаторы, которые позволяют раскачать оконечник усилителя и тем самым еще более приблизиться к реальному звуку полностью аналоговой цепочки.

Тут возникает один момент. Дело в том, что многие усилители вообще не имеют каких-либо выходов, кроме выхода на динамики. Если прибор, который осуществляет спикер-эмуляцию, обладает встроенным аттенюатором и может быть подключен вместо динамика, то все хорошо, но в этом случае вы теряете собственно мониторинг за счет гитарного динамика — он ведь отключен. Тогда схема усложняется и вам нужно будет мониторить вашу игру при помощи того же спикер-эмулятора, большинство из которых имеет массу разнообразных выходов для соответствующих целей.

Разумеется, можно обойтись и без нетруЪ-цифры в звуковом тракте до записи и использовать для съема звука микрофон.

3. Усилитель + микрофон + компьютер.

В этому случае вы получаете настоящий звук вашего усилителя, с мониторингом опять же никаких проблем, так как можно слышать сам звук усилителя, однако про микрофон нужно поговорить отдельно.

В качестве недорогих решений можно использовать любой USB-микрофон: он будет подключаться напрямую к компьютеру и не потребует дополнительных устройств для работы. Да, это будет скорее всего микрофон не самого топового студийного уровня, да и предусилители в нем будут достаточно средними, однако для домашней записи именно в целях обучения, я считаю, большего и не нужно вовсе. Схема подключения — проще некуда:

Желающие получить подключение в «настоящем» виде могут заморочиться и купить обычный студийный микрофон, а так как любой микрофон требует предусиления, то и предусилитель к нему:

Совсем правильно, конечно, когда усилитель с микрофоном стоят в отдельном студийном боксе, а мониторите вы сигнал через аудио-интерфейс или микшерный пульт, но тем, кто заморачивается уже на таком уровне, мои советы не нужны :)

Далее, я бы рассмотрел уже способы, когда гитарного усилителя нет совсем. Например, вот такой:

4. Гитара + компьютер.

Это самый минималистичный тип подключения, когда нету по сути вообще ничего. Тут всплывает масса проблем, но начнем с единственного способа коммутации.

Первая проблема — это собственно получение какого-то звука. Линейный звук электрогитары, мягко говоря, не соответствует тому, как мы привыкли ее слышать, поэтому нужны определенные махинации, чтобы этот звук получить. В данном случае единственной возможностью для нас будет эмулировать весь звуковой тракт: усилитель, кабинет, педали при необходимости.

Для этих задач выпущена масса разнообразных программ и плагинов, однако большинство из них имеют будто бы чисто развлекательные цели: обычно при помощи софта типа «Guitar Rig» или «Amplitube» добиться более-менее достоверного и правильного звука не получается. Я бы рекомендовал в таком случае использовать более серьезный софт типа Studio Devil Pro. Зачастую, кстати, серьезные плагины выпускаются с эмуляцией всего одного элемента цепочки, типа отдельный плагин для эмуляции усилителя, отдельный плагин для эмуляции кабинета и так далее.

В любом случае, придется идти по пути программного получения звука, так как аппаратная часть отсутствует полностью. В принципе, даже при таком раскладе можно получить вполне вменяемый звук, а иногда при помощи софта пишут гитару даже на студиях.

Тут возникает другая проблема, значительно более серьезная — мониторинг. Единственной возможностью мониторить сигнал для вас является включить колонки или наушники в ту же звуковую карту, в которую пишется гитара. Любой аудио-интерфейс, даже самый серьезный (а про простенькие и говорить нечего) будет иметь весьма ощутимую задержку. То есть, вы играете ноту, а услышите ее вы только через какое-то время. От этого времени зависит очень многое. Если задержка очень большая, измеряемая десятками миллисекунд, то в этом случае будет реальный диссонанс между двигательными функциями по звукоизвлечению и контролем головы. Мозг по привычке будет ожидать услышать звук ровно в то время, как он извлечен (погрешности на расстояние, проходимое звуком от гитары или от комбика к ушам не считаем). А тут будет весьма серьезная задержка, которая запросто может дискоординировать, или заставить буквально пересматривать ритмическую работу, из-за чего вы можете неосознанно стараться играть чуть с опережением, но чтобы услышать ноту тогда, когда нужно. Это, разумеется, неправильно, так как в идеале звуковой тракт должен лишь отображать (чем точнее — тем лучше) картину вашего исполнения, а не влиять на нее.

Уменьшить значение latency можно — тут все зависит от аппаратных мощностей, от аудио-интерфейса, да даже от DAW и плагинов, которые навешаны: как правило, лимитеры, часто имеющие небольшой look-ahead, сдвигают время на величину того же look-ahead, а в значении latency при этом изменений не будет.

В любом случае, это решение будет так или иначе компромиссным: вы в той или иной степени пойдете на сделку с удобством, так как страдает мониторинг.

5. Педаль/преамп + компьютер.

Если в вашем распоряжении есть некое звукообразующее устройство, например, педаль перегруза или отдельный предусилитель, это по сути слабо отличается от вышестоящего варианта. Вам точно также придется иметь дело с мониторингом через компьютер и точно также иметь дело с неизбежной задержкой. Да, в каких-то случаях (как с преампом) эмулировать можно будет только кабинет, без эмуляции усилителя, но принципиально ничего не изменится.

Исключением тут может быть возможность мониторить сигнал напрямую, если у вас внешний аудио-интерфейс и есть возможность осуществить direct monitoring, но в этом случае придется слушать архи-противный звук, ведь сигнал будет приходить без спикер-эмуляции.

Еще одним исключением будет наличие в преампе, например, встроенного спикер-эмулятора. Ну и значительно более кошерно будет выглядеть схема, если у преампа есть отдельный выход на мониторы или наушники — тут можно слушать гитару прямо с него. Единственное, придется изголяться с тем, как слушать внешний метроном или минус, под который вы записываетесь: либо, одно ухо снимать и слушать метр/фанеру, либо как-то еще.

6. Процессор + компьютер.

Тут трудностей вообще минимум: большинство процессоров имеют USB-выход, а значит, могут быть записаны напрямую, минуя аудио-интерфейс вообще. Еще одним плюсом этой схемы будет то, что процессор сам может являться аудио-интерфейсом (при установке его драйверов и, разумеется, самой возможности такой его работы), а значит, что весь мониторинг будет осуществляться непосредственно с него через наушники или колонки.
Аналогичные функции осуществляют и современные цифровые комбики у производителей типа Line6, Yamaha и других.

По трудозатратам, сложности и конечному результату этот вариант, как мне кажется, наиболее оптимальный: запутаться тут сложно, времени требует минимум, работать можно начать сразу.

Все это — самые простые способы, точнее — самые очевидные. Конечно, тут можно придумать различные комбинации, типа подключать преамп одним выходом в компьютер и там обрабатывать импульсами, другой выход подключать в процессор и мониторить через него при помощи его спикер-эмуляции и тому подобное, но тут — только то, что отвечает на самый распространенный вопрос: как записать гитару дома в компьютер.

Выбор каждого из этих способов — это вопрос уже имеющегося в распоряжении оборудования, а также вопрос денег, которые планируется на эти цели потратить. В любом случае, даже в случае покупки дополнительных устройств вполне реально уложиться в несколько тысяч рублей. Например, простые USB-микрофоны начинаются от пары тысяч, а процессор или настольный комбик с цифровым выходом можно найти до десяти.

Я надеюсь, что эта статья прояснит вопросы записи и поможет подобрать схему, оптимальную для каждого персонально, и наконец приступить к полноценным занятиям.